Главная > Театр Оперетты > Летучая мышь

Летучая мышь

Место проведения

Театр Оперетты

Фотографии
Летучая мышь Летучая мышь
Описание

История создания

Прежде чем стать такой, какой мы ее знаем, оперетта Иоганна Штрауса (сына) «Летучая мышь» прошла долгий и невероятно занимательный эволюционный путь.

Все началось с постановки немецкого драматурга Юлиуса Бенедикса. Его пьеса «Ловушка» (оригинальное название «Das Gefängnis») была показана зрителям в 1851 году и оказалась принята с большим воодушевлением. Кроме того, комедийный спектакль заинтересовал французских театральных деятелей: Людовика Галеви и Анри Мельяка. «Ловушка» вдохновила выдающийся дуэт на написание собственного произведения по ее мотивам. Комедия в трех актах была названа «Le Réveillon». Осенью 1872 года в Париже состоялась ее премьера, которая прошла с огромным успехом. Кстати, эта пьеса ставится по сей день, а в середине XX-го века по мотивам творения Мельяка и Галеви был снят художественный фильм.

«Le Réveillon» вызвал живой интерес у  Максимиллиана Штайнер — владельца театра «an Der Wien» в Австрии. Он купил права на показ пьесы в своем театре, однако, она не оправдала ни надежд, ни затраченных на нее денег. Штайнеру показалось, что она обладает слишком отчетливым привкусом специфической французской культуры. Он решил перепродать ее конкуренту — Францу Яунеру, владельцу «Карл-театра» в Вене. Яунер тоже заинтересовался пьесой, но решил внести изменения, для чего поручил штатному драматургу переписать ее. Произведение, получившееся в итоге, не удовлетворило Яунера и он вернул пьесу Штайнеру. Тот взял переработанное произведение и отдал его на доработку композитору и дирижеру своего театра Францу-Рихарду Жене. Жене радикально переделал пьесу, сделав ее максимально «австрийской», близкой и понятной местному зрителю.

Новый вариант пьесы под названием «Никто не любит летучую мышь» увидел Густав Леви, являвшийся другом Иоганна Штрауса. Именно Леви принадлежит идея сделать из пьесы оперетту. Он порекомендовал Штайнеру обратиться к Штраусу, и владелец театра прислушался к его совету.

Штраус немедленно приступил к работе над опереттой. По ходу написания музыки, он вносил коррективы в сценарий. Также Штраус изменил название на менее тяжеловесное. Финальное произведение теперь именовалось «Летучая мышь». В 1974 году работа была завершена, и спустя несколько месяцев прошел премьерный показ «Летучей мыши» в Theatre an Der Wien. Зрители встретили оперетту прохладно, критики пророчили ей скорое угасание и Штайнер вскоре исключил ее из репертуара. Однако через два месяца в Берлине прошла постановка, увенчавшаяся небывалым успехом. Это, во-первых, заставило Штайнера вернуть «Мышь» в репертуар Theatre an Der Wien, а во-вторых вынудило критиков посмотреть на оперетту свежим взглядом и отнестись к ней с большим радушием. С этого момента популярность «Летучей мыши» начала неумолимо расти и на сегодняшний день оперетта входит в репертуары большинства театров по всему миру.

 

Сюжет оперетты

Повествование стартует с прекрасной серенады, которую да Розалинды — супруги Генриха фон Айзенштайна — исполняет преподаватель пения Альфред. К его огорчению, его слышит лишь горничная Розалинды Адель. Она занята чтением письма — в нем сестра Ида приглашает ее на бал-маскарад, который дает князь Орловский, известный своим покровительством деятелям театрального искусства. Адель страстно мечтает стать актрисой и считает, что знакомство с князем станет отличным подспорьем на этом пути. Со скорбным лицом она говорит вошедшей Розалинде, что ей необходимо весь вечер ухаживать за приболевшей тетушкой.

Домой возвращается Айзенштайн. Он взбешен: из-за некомпетентности своего адвоката, он проиграл судебное разбирательство и теперь обязан отбыть восьмидневный срок в заключении. Адель сообщает, что к Айзенштайну пришел его друг Фальк. Приятели беседуют, и Фальк предлагает Айзенштайну сходить на бал, а Розалинде сказать, что едет в тюрьму. Айзенштайн охотно обманывает жену и вскоре покидает дом. Вслед за ним уходит и горничная.

Розалинда остается одна, но ненадолго — вскоре приходит Альфредо, чтобы еще раз объясниться в любви. Беседу прерывает начальник тюрьмы, пришедший, чтобы забрать мужа Розалинды. Дабы не выставить возлюбленную в невыгодном свете, Альфред выдает себя за Айзенштайна и вместо него отправляется в тюрьму.

Действие перемещается в зал, где князь Орловский встречает гостей. Фальк представляет ему Адель, говоря, что она — русская актриса. Айзенштайна он называет французским маркизом. Кроме того Фальк сообщает, что у него есть сюрприз — загадочная графиня, прямиком из Венгрии. Таинственная гостья в костюме летучей мыши вскоре появляется перед гостями. Он очаровывает Айзенштайна, который и не подозревает, что под черной маской не кто иной, как его супруга. Героев закручивает водоворот забавных курьезных ситуаций, и они даже не подозревают, кто стоит за этим остроумным розыгрышем.

Действующие лица и исполнители

  • Розалинда: Елена Зайцева, Анна Новикова, Екатерина Чудотворова
  • Генрих Айзенштайн: Максим Катырев, Леонид Бахталин
  • Адель: Ольга Белохвостова, Юлия Гончарова, Ольга Козлова
  • Альфред: Петр Борисенко, Алексей Коровин,  Александр Бабик
  • Фальк: Михаил Беспалов, Дмитрий Шумейко

Купить билет на «Летучую мышь» — просто и удобно на нашем сайте. Здесь вы найдете подробное расписание, информацию о предстоящей постановке и самые низкие цены.

Смотрите также
Отзывы
Поделитесь своим мнением