Главная > Большой театр > Светлый ручей

Светлый ручей

Место проведения

Большой театр

Для покупки билета выберите дату
Январь, 2018
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
19:00
11
19:00
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Февраль, 2018
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
     
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
19:00
11
19:00
12
13
19:00
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Не нашли нужной даты или вам требуется помощь?
Вы можете оставить заявку или позвонить по телефону +7 495 105-99-75 (круглосуточно)
Фотографии
Светлый ручей Светлый ручей
Описание

История создания балета

Балет «Светлый ручей» появился в период, когда Советский союз только-только сформировался и отчаянно нуждался в новых произведениях, отражающих актуальную идеологию.  Основная задача, поставленная перед творцами всех мастей была такой: создать образ советского человека, как универсальной личности, обладающей способностями и тягой как к физическому труду, так и к интеллектуальной, духовной деятельности. 

К тому времени большая часть творческой элиты предпочла эмигрировать. Оставшимся приходилось нелегко, им приходилось радикально перекраивать привычные схемы, чтобы вписаться в запросы правительства. Именно этому периоду мы должны быть благодарны за появление того атлетичного балета, который сменил аристократический и который мы имеем удовольствие наблюдать сейчас .

Для композитора Дмитрия Шостаковича «Светлый ручей» был третьим советским балетом и серьезным вызовом, который он принял с большим воодушевлением. Он создал веселую развлекательную музыку, танцевальную и легкую. Ее простота, к слову, также была ответом на запрос времени: требовалось такое музыкальное сопровождение, которое было бы понятно и близко обычному советскому человеку.  Простота музыки, впрочем, не отменяет ее красоту и самобытность.

Балетмейстером «Светлого ручья» был Федор Васильевич Лопухов. Он же совместно с Адрианом Пиотровским стал автором первого либретто.

Премьера состоялась в Михайловском театре весной 1935 года. Зрителями балет был воспринят с одобрением, однако, не задержался в репертуаре, раскритикованный профессиональными критиками за сюжетные несостыковки и примитивность. 

Несмотря на недочеты, балет был идеологически выверенным и отказываться от него сходу было нерационально. Было решено переделать либретто так, чтобы повествование стало более цельным и последовательным.  Многие эпизоды были сокращены, сцены — вырезаны. Балет потерял свою водевильную легкомысленность. Эта версия «Светлого ручья» была показана в конце осени того же года в Москве.

В начале 1936 года в газете «Правда» вышла статья, разгромившая балет. Автор статьи обвинял создателей «Светлого ручья» в легкомыслии и восприятии советской публики как примитивной, нетребовательной.  Артисты, задействованные в постановке, в ответ прислали в журнал «Советский артист» открытое письмо, в которой покаянно соглашались с критикой. После этого балет надолго пропал с поля зрения.

Возрождение «Светлого ручья» произошло много лет спустя. Советский союз распался, жестокая цензура исчезла. За балет взялся Алексей Ратманский. В его редакции произведение стало сатирическим, подшучивающим над идеологической системой СССР и утопическими планами по созданию универсального усредненного советского человека. Премьера этого балета состоялась 18 апреля 2003 года на сцене Большого театра.

Сюжет балета

К завершению полевых работ в маленький колхоз «Светлый ручей» приезжает небольшая труппа артистов. Их восторженно встречают колхозники. В их числе молодой агроном Петр и его жена Зина. Одна из артисток окликает Зину. Они остаются наедине и колхозница с изумлением узнает в танцовщице свою старую подругу. Оказывается, они вместе учились в балетной школе. Балерина спрашивает, не разучилась ли Зина танцевать. Та отвечает, что нет, не забыла. Девушки начинают дружески соревноваться, вспоминая уроки танцев. Их занятие прерывает вернувшийся Петр, от которого Зина утаила, что была балериной. Зина знакомит мужа с подругой и замечает, что он смотрит на танцовщицу с большим интересом. Балерина кажется Петру такой тонкой, удивительной, незаурядной. Совсем не такой, как его жена.

Петр начинает ухаживать за балериной, но она не собирается предавать подругу. Вместе с труппой и Зиной они придумывают остроумный веселый план, чтобы проучить Петра, а заодно и женатую пару дачников, увлекшихся артистами. Для этого Зине необходимо переодеться в наряд подруги, самой подруге надеть мужское платье, а одному из артистов — женское.

Особенности постановки

В этой редакции балета был возвращен водевиль, так радикально отвергнутый советской властью и критиками. Хореография Лопухова была утеряна, поэтому Ратманский создал свою. По его словам музыка Шостаковича достаточно красноречиво раскрывает все перипетии сюжета и это помогло ему в работе над хореографией. Ратманский также решительно ушел от фальшивой безоблачности быта советских колхозников. Детали выдают нищету, в которой действительно приходилось жить людям в то время: даже новое платье доярка воспринимается как огромный подарок.

Эта постановка пользуется огромным успехом не только в Большом театре, но и в театрах мира. В 2005 году состоялись гастроли Большого театра и «Светлый ручей» был встречен с большим воодушевлением в театрах Нью-Йорка, Лондона, Вашингтона.

Посетителям нашего сайта не нужно путешествовать так далеко, чтобы увидеть один из самых веселых, ярких и остроумных балетов. Вам  даже не нужно выходить из дома, чтобы купить билет на «Светлый ручей» в большом театре. Достаточно сделать заказ на нашем сайте. К вашим услугам самые демократичные цены, система скидок и акций, а также круглосуточный качественный сервис.

Смотрите также
Отзывы
Поделитесь своим мнением

Событие месяца